Интервью с Виктором Смольским.

Виктор Смольский ("Rage"): "Здесь нет профессионального бизнеса"

С приехавшим в Россию Виктором Смольским, действующим гитаристом еще одной немецкой хэви-метал группы (ох, одолели уже) "Rage", я пообщался в фойе гостиницы "Россия" за день до официального релиза новой пластинки "Soundchaser". Это концептуальное произведение повествует о биороботе, выпущенном на свободу из подземного города, законсервированного мудрыми и хитрыми инопланетянами. По легенде, город находится где-то во льдах Антарктики, и был случайно открыт современными учеными. Биоробот всячески мучается в чуждом ему мире, страдает и в конце концов умирает никем не понятый. Бедолага.

С какой целью вы приехали в Россию?

Погонять на машине. И поиграть, конечно. Первый приезд, который объединил две мои любимые вещи. Я уже достаточно накатался сюда, но с мастер-классом это мой первый приезд - до этого я был здесь с группами.

С какими именно?

Да со всеми, в которых играл. Начиная с "Песняров", потом "Инспектор", с "Rage" два раза был...

Весной я общался с вашим барабанщиком Майком Терраной, и он сказал, что к тому моменту записал барабанные партии для нового альбома "Rage". Но тогда больше ничего готово не было. Как обстоят дела с альбомом сейчас?

Он уже готов, более того, даже выпущен. То есть, скажем так, выйдет официально шестого октября, но четвертого уже появится в продаже здесь. В "Лужниках" будем презентацию делать.

Мы пока не слышали его, может, вы расскажете поподробнее, что это за пластинка?

От предыдущих работ он отличается тем, что... Ну как обычно, мы сделали его лучше. В принципе это продолжение "Unity" - примерно тот же звук, то же направление в музыке. Мне лично звук больше нравится, потому что он не такой скомпрессированный, как был на "Unity", но такой же жесткий и плотный: продюсер остался тот же - Харли Баурфейнд. Писали компакт у меня в студии, а свели на студии "Helloween". He совсем "Helloween", правда, скорее, Энди Дериса - это его студия, Чарли там все сводил. По песням, я думаю, все сделано в направлении "Unity", хотя есть и более динамичные темы, наверное. Есть пара песен пожестче, есть полубаллады, где начинается спокойно, как в балладе, а потом все переходит в жесткую песню.

Террана говорил, что этот альбом будет намного жестче, чем "Unity".

Да, по игре можно сказать, что так. По звуку тоже самое, но по игре агрессивнее, да. Хотя звук мне больше нравится - он более живой такой. По песням, по композиции мы написали его пятьдесят на пятьдесят: половину - я, половину - Пиви. Майк участвовал в написании только первой композиции -инструментальная вещь, вступление - мы с Майком ее написали. Причем интересно, что компания SPV послала промодиск газетчикам, и не написала, кто композитор. Критики решили, что те песни, которые написал Пиви, на самом деле мои, а те, что написал я - Пиви. То есть, я думаю, что мы уже хорошо сыгрались после четырех лет и прекрасно чувствуем, кто как лучше играет. Выработали какой-то стиль определенный...

Все-таки собрались музыканты, являющиеся довольно яркими индивидуальностями. Тем более, мне кажется, что группа "Rage" состоит из музыкантов старой школы. Например, Майк сказал, что очень любит Бадди Рича и Терри Боццио, у вас тоже это чувствуется... Как старая школа игры сочетается с современным хэви-металом?

Бадди Рич? Я бы не сказал, что он играет как Бадди Рич. Конечно, мы уважаем старую школу, я очень ценю старых гитаристов, Джонса Пегги, например. Старая школа построена, скорее, на чувствах, нежели на технике, но ни я, ни Майк не перестаем интересоваться новой техникой. Я думаю, мы просто нашли хороший баланс между старой школой, старым звучанием "Rage" и современной интерпретацией этой музыки.

Не получается ли так, что молодые музыканты не уделяют достаточно внимания мастерам старой школы и пытаются изобрести велосипед? В результате получается достаточно кривая конструкция.

Я думаю, что это естественно - любая молодая группа пытается изобрести велосипед. Мы занимались тем же. С годами успокаиваешься.

По поводу молодых групп. Существует ли интерес публики к металлической сцене. Приходит ли на сцену молодежь?

Конечно. Сцена сейчас очень молодая, публики предостаточно и интерес большой. В начале этого года я открыл свой клуб, хэви-металлический клуб, там каждую неделю играет по две группы, плюс воркшопы, приезжают музыканты, устраиваются джэм-сейшены. Я фактически не делаю никакой рекламы, потому что нет времени, но от двухсот до четырехсот человек приходит каждую неделю. Билеты продаются прекрасно, посещение концертов замечательное. Я, наоборот, думаю, что за последние год-два интерес вырос.

У меня сложилось впечатление, что немецкая сцена сейчас переживает некое возрождение. "Victory" записали новый альбом, "Jane" тоже.

Да, действительно так. Не только "Victory" и "Jane". Тот же "Krokus" снова начал кататься с гастролями. Есть, конечно, пара старых команд, которые возобновили свою деятельность не потому, что у них есть новый свежий материал, а из-за того, что деньги кончились. Там, на Западе, не только с металлом, с любым другим музыкальным направлением, все в порядке. У каждой музыки есть свой коридор, свои клубы, свои магазины, своя реклама. Я не знаю ни одной приличной группы, у которой были бы проблемы. Тяжело новым, молодым группам. Просто нет того бюджета, который раньше был. Если раньше мне ничего не стоило выбить пятнадцать тысяч марок для продюсирования молодой группы - это минимальная стартовая цена - сейчас мне трудно выбить пятерку. Потому что такие уроды, как "Metallica", которые, кстати, записали последний альбом просто отвратительно, ломают бизнес. Они прикалываются там со звуком, а молодые страдают, потому что им не дают денег, чтоб писаться с хорошим качеством.

Можно поподробнее про клуб? Что там за группы играют?

В основном молодые. Я помогаю молодым. У меня много учеников, которые играют в группах, и я хотел дать им возможность набраться опыта, выступать побольше. Иногда я делаю так, что приглашаю каких-то гостей поизвестней. Последнее мероприятия подобного рода - презентация нового живого альбома "Sodom". Мы с "Rage" там играем. Я приглашаю каких-то сольных музыкантов принять участие в концертах и стараюсь притянуть туда прессу, какие-то фирмы записывающие. В этом году три группы, которые у меня играли, подписали контракты. В этом году будут выходить их пластинки - этого довольно сложно добиться самому. Если нет знакомых, то, послав пластинку на SPV или Nuclear Blast, ответа придется ждать долго.

То есть клуб связан с вашей деятельностью как учителя?

Отчасти да.

А что для вас важней: собственное музицирование или обучение игре молодых людей?

Собственное музицирование, естественно. То есть, я не хочу сидеть постоянно в школе и преподавать. Я защитил диссертацию, я доцент, но я делаю это так, когда есть свободное время. Естественно, больше удовольствия мне доставляет играть самому, записывать концерты.

А что по-вашему происходит на нашей, российской сцене? Я имею в видухэви-метал.

Здесь практически всегда был кризис, поэтому я отсюда и уехал. Я же вообще уезжать не собирался. Но здесь полный музыкальный кризис. Вакуум. Очень трудно чего-то добиться. Мне честно жалко молодые группы, потому что пробиться очень тяжело. "Арии" повезло, они заняли какую-то позицию в бизнесе, где с их старым громким именем легче найти спонсоров, легче организовать все. Но с другой стороны, это не уменьшает их заслуги. Они все сделали правильно, они заработали деньги и играют довольно профессиональные концерты. В принципе, за то, что они выбились, не нужно их порицать. Молодым очень сложно. Это не от музыкантов зависит, не от уровня группы: здесь просто нет профессионального бизнеса. А происходит это из-за несознательных фэнов. Пока вы не перестанете покупать левые диски, все будет по-старому.

Может, дело даже не в фэнах, а в том, что платить пятнадцать долларов за диск в музыкальном магазине, человек, у которого зарплата сто долларов, просто не может? Я не говорю о студентах - им месячной стипендии не хватает даже на один фирменный диск.

Да, но сколько здесь стоит то, что выпускает "Союз"? Три доллара, четыре?

Сто пятьдесят рублей - пять долларов.

Я думаю, это вполне реальная цена, купить за пять долларов лицензионный диск может любой фэн. На Горбушке стоит три. Разница в два доллара, но в принципе эти два доллар; хоронят всех ваших музыкантов. Нам - мне лично - совершенно не важно, за сколько продаются здесь мои диски. Не надо покупать фирменные: покупайте дешево, покупайте лицензионные. Никто не хочет на "Союзе" заработать.

Существует еще и такая проблема - "Союз" издает далеко не все, что люди хотят услышать.

Это да, это я понимаю. Если нельзя достать лицензионный компакт - покупайте переписывайте, копируйте. Но если лицензионный компакт выходит, и он стоит пять долларов, что реально для каждого, не купить его? Смотри какая ситуация выходит - "Союз" выпускает компакт, он продается очень плохо. Официальные данные идут на Запад там люди смотрят и думают: нам Россия не интересна, мы продаем здесь очень мало продукции. Мы продаем тысячу компактов по всей России, да в какой-нибудь итальянской колонии продается больше! Они бабки сюда не вкладывают, рекламу не дают, гacтpoли через Москву не проводят. Они бабки свои не вкладывают, понимаешь? А пока не начнет капитал сюда идти, ничего здесь не будет.

Получается замкнутый круг - западные промоутеры не хотят вкладываться и везти сюда артистов, российские фэны не видят уровня, планки. В результате все растет вкривь и вкось, и привозить музыкантов становится еще более нерентабельно.

Я думаю, что начать надо с того, что просто покупать лицензионные компакты. Не надо фирменные, просто дешевые лицензионные. Чтобы официальные цифры продаж были. Пока у вас Горбушка существует, ничего не будет. По мне, пусть "Союз" цену хоть в доллар устанавливает, мы не хотим денег, мы хотим данные, официальные данные. Будут данные - будет саппорт западных лейблов, инвестиции, все заработает. Пока ничего этого нет. SPV помогают нам по всему миру, но помогать здесь им не интересно, потому что они не видят цифр.

Получается, что поддержка сцены в руках каждого рядового фэна. Добрый дядя не придет и ничего просто так не сделает, верно?

Совершенно верно. Поговори с немецкими фэнами. Они тоже лезут в Интернет и тоже ищут, где переписать новый, еще не вышедший материал. Но они переписывают его только потому, что не могут нигде достать. Они голодны. Но когда компакт выходит, они идут в магазин и покупают лицензионное издание. Они никогда не подойдут к музыканту на подпись с левым компактом, здесь это происходит постоянно. Поэтому в Германии такой стабильный, высокий уровень игры. У любого музыканта в Германии есть шанс стать профессионалом. Там профессионалы те, кто имеет возможность жить на доход от музыки, не просто хорошие музыканты.

Расскажите про гонки.

Это хобби такое, возможность отключиться от музыки. Если не отключаться, можно просто свихнуться. Моя жизнь - это сплошная музыка: "Rage", сольные проекты, продюсирование, клуб, уроки. То есть иногда приходишь домой, и невозможно просто никак отключиться. Тогда у меня гонки - это единственная возможность как-то очиститься. И естественно, я страшно люблю риск и скорость, постоянно занимаюсь какими-то рискованными видами спорта.

Давно этим занимаетесь?

Да я в Белоруссии уже баловался, на всяких там "Эстониях", которые больше ломались, чем ездили. А в Германии случайно получилось - мой знакомый двукратный чемпион по ралли, у него крупнейшая раллийная школа. Я закончил ее очень успешно, на последний этап прошло всего девять человек, водители со всей Германии. Я тоже попал, получил спонсора на одно полное ралли, и так пошло-пошло-пошло... Потом я перешел на кольцевые гонки, потому что ралли - слишком дорогие гонки и очень трудно найти спонсора. К тому же опасные, что слегка меня притормозило. У меня была одна авария, раза четыре через голову перекувырнулся, и мне не захотелось расставаться с музыкальной карьерой, я слегка поспокойней начал ездить. Кольцевые гонки, я считаю, довольно безопасные, несмотря даже на высокие скорости -машины и трасса очень хорошо подготовлены. Я нашел очень хороший клуб - BMW-команда, эти ребята прекрасно готовят машины, прекрасная атмосфера, я там просто отдыхаю. Подпитка такая.

Ну все, спасибо.

Тебе спасибо.

Беседовал Денис Алексеев (www.rockmusic.ru).

Комментарии к интервью "Интервью с Виктором Смольским."

Для того, чтобы оставлять комментарии, Вы должны быть авторизованы на сайте.

Реклама:

Рецензии

Ghosts - Путь Призрака

Весьма необычный альбом для Rage, сочиненный и записанный в очень непростой для группы период. Альбом представляет собой концептуальную историю путешествия призрака между двумя мирами -...

8 из 10, Alex2

Реклама