Виктор Смольский - концептуальное мышление и гастрольный стресс

Поводов для написания этой статьи нашлось неимоверное множество: предстоящие совместные концерты групп RAGE и КИПЕЛОВ в Питере и Москве, недавний альбома Валерия Кипелова "РЕКИ ВРЕМЕН", и, наконец, появление на свет долгожданного диска RAGE "SPEAK OF THE DEAD".

Три более чем значительные события. И все - в той или иной мере заслуга Виктора Смольского, одного из самых выдающихся гитаристов современности.

ДРАЙВ: "SPEAK OF THE DEAD" пока еще остается полной загадкой для российских фанов. Оркестровая сюита, соседствующая с собственно песенным материалом - вот, пожалуй, все, что известно на данный момент об этой работе. Хотелось бы побольше подробностей, если можно…

Виктор Смольский: "В принципе, из всех металлических групп, коей и является RAGE, наверное, именно она была первой, кто что-то затеял с оркестром. Пластинка "LINGUA MORTIS" стала первым опытом соединения классики и металла. Из роковых команд раньше появились DEEP PURPLE, а из металлических - RAGE. Поэтому сейчас происходит такой специфический этап в истории RAGE: мы взяли название, которое использовалось раньше, "LINGUA MORTIS". Сюита отличается от того материала, который, например делала METALLICA, тем, что это - не какие-то специально написанные аранжировки песен, я изначально сочинял все это для оркестра и группы. В принципе, сюита "LINGUA MORTIS" - только часть большого произведения, над которым я уже давно работаю. Это проект, где перемешивается много классической музыки с оперными певцами и рок-группой - естественно, я использовал RAGE. Сюита - фрагмент того, что уже готово, что мы успели записать. Всего там восемь кусков, три из них вокальные, такая концептуальная вещь на текст о красивой девочке. Я думаю, это самое серьезное, что у меня получилось из работ с оркестром и роком. Надеюсь, что к концу года я закончу".

ДРАЙВ: Что же в итоге это будет по жанру? Рок-опера?

Виктор: Трудно сказать. Наверное, даже больше опера, чем рок-опера, ибо получилось несколько серьезнее того, что мы привыкли называть рок-оперой. Очень много сложной музыки с оперным вокалом.

А на саму сюиту я потратил где-то год: записывал симфонический оркестр в Минске - сборный состав из лучших музыкантов оперного оркестра Филармонии и Гостелерадио. У нас там есть прекрасная студия для записи именно таких больших классических составов. Все получилось так прогрессивно и экспериментально, но в то же время слышно, что это RAGE - риффово и жестко, мы нашли правильный саунд. Иногда бывает очень сложно микшировать оркестр с группой, ведь и то и другое звучит очень мощно, помпезно, не хотелось терять ни там ни там. Поэтому долгое время мы были в поисках правильного звука, но в итоге я остался доволен. Очень приятно, что удалось на сто процентов реализовать то, что планировали".

ДРАЙВ: Услышим ли мы собственно традиционный песенный материал RAGE на новом альбоме?

Виктор: "Вторая часть пластинки "SPEAK OF THE DEAD" - песни в нормальном стиле RAGE. Они напоминают, может быть, старые времена, такие альбомы, как "TRAPPED" или "MISSING LINK". Это какое-то логическое развитие последнего состава, который вот уже шесть лет успешно работает, мы как-то все больше и больше сыгрываемся, аранжировки раз от раза делаются быстрее, легче сочиняются песни. Потому и альбом был записан так быстро".

ДРАЙВ: Очень часто в прессе в отношении RAGE можно было прочитать примерно следующее: "Весь материал был записан за месяц". По-моему, это просто нереально. В связи с этим хочется узнать, как, собственно, происходит творческий процесс в группе, кто приносит материал, в каком виде? Под акустическую гитару или в полной аранжировке? Как строится дальнейшая студийная работа?

Виктор: "На этой пластинке у нас получилось всего пятнадцать номеров: из них - пять от Пиви, остальное - мое. Когда я приношу свой материал, он уже полностью готов, все расписано. На репетициях просто разбираем, что мы играем и как мы играем, делаем еще какие-то пробные варианты, если у кого-то есть свои пожелания по аранжировке, может быть, они окажутся поинтереснее… И все происходит очень быстро, потому что музыканты очень хорошего уровня, и мы долго ничего не учим, сразу же записываем демку, и каждый готовится к репетиции.

Когда Пиви приносит песни - это чуть-чуть другой процесс, потому что он не делает полную аранжировку, а только показывает наброски своих идей, мелодии, аккорды. Ему просто тяжело расписать, скажем, гитары или барабаны. Он предлагает нам что-то, а мы - ему, потом вместе решаем, что оставить. Все это у нас происходит довольно демократично, без проблем. И даже не считаем, кто сколько материала принес, просто вместе отбираем, что лучше звучит.

Майк пока не присоединяется к этой работе, но идей у Пиви и у меня хватает, а ему легче просто заниматься барабанами. Ведь для того, чтобы сочинять песни, нужны какие-то познания: гармония, мелодия… Может быть, это для Майка пока тяжело".

ДРАЙВ: Так или иначе, Ваше творчество в последнее время тесно связано с оркестром. Сначала это были Ваши сольные проекты "THE HERETIC" и "MAJESTY & PASSION", а теперь добавилась и сюита "LINGUA MORTIS" с RAGE. Возможно, в скором времени сложится ситуация, когда туры с симфоническим оркестром станут неизбежны. Что тогда, искать богатых спонсоров или пытаться воспользоваться местными резервами, найдя музыкантов из консерваторий или музыкальных училищ?

Виктор: На мои последние гастроли я вывозил консерваторский оркестр из Минска. В принципе, все реально, но зависит от того, кто приглашает и может ли он это оплатить. Проблема в том, что оркестр нужен все-таки хороший, ибо когда делается концерт с группой, есть своя специфика. У меня уже были опыты работы с симфоническим составом живьем: обычно не все хорошо понимают то, что мы делаем, и иногда даже первоклассным музыкантам из разных филармонических оркестров бывает тяжело, так как они не умеют играть ровно, не умеют слушать рок-музыку. Бывает проблема в том, чтобы сыграться, поэтому оркестр и нужен специфический, чтобы все нормально прозвучало". ДРАЙВ: Насколько непреодолимыми являются трудности, связанные с этим?

Виктор: "Я постоянно веду переговоры, и сейчас, при поддержке мэра могут к концу года реализоваться кое-какие мои планы в этом направлении, очень бы хотелось, может быть, что-то получится с венским оркестром. В Вене сейчас празднуется юбилей Моцарта, проходит очень много концертов, и я приглашен поучаствовать".

ДРАЙВ: А в Питере?

Виктор: "С удовольствием сделал бы тур с оркестром где угодно, но не так все просто. Недавно я страшно разозлился в связи с отменой нашего концерта в Минске 26 января, так психанул, что дальше некуда: уже раз пять обогнул земной шар с RAGE и вот уже на протяжении шести лет не могу сыграть в родном городе из-за того, что какие-то уроды не могут все нормально организовать, постоянно что-то заваливается!"

ДРАЙВ: То есть это случилось не из-за морозов, как информировали нас некоторые интернет-порталы?

Виктор: "Там все вместе намешалось. Эти проблемы с морозами решались тоже, но когда люди не готовы к экстренным ситуациям, когда они не знают, как устранить проблему, то это, на самом деле, очень тяжело. Они просто испугались, что в связи с этими морозами наваливается слишком много трудностей. Где-то я их могу понять, но мне очень жалко, что в очередной раз это все накрылось".

ДРАЙВ: Если концерт перенесен, то на какое число? Или, в конечном итоге все свелось к банальной отмене?

Виктор: "В принципе, концерт перенесен, его я хочу "приклеить" после Киева, в мае".

ДРАЙВ: Может быть, как всегда во всем виновато отсутствие рекламной компании перед предстоявшим мероприятием? Кстати, ведь если учесть, что у каждой радиостанции существует определенный формат, в который не вписывается Ваше творчество, то как тогда быть? Может быть, за границей проще строить рекламную компанию, оттого там проходит все более гладко?

Виктор: Вообще система рекламы и организации в бывшем Советском Союзе и за границей - две противоположности, которые очень трудно понять людям "оттуда" по отношению к происходящему в России и наоборот. На Западе совершенно другая система: концерты идут в поддержку продаж CD, в России - наоборот, CD - это поддержка гастролей, которые тоже по-другому организуются, иная рекламная компания… За рубежом все понятно: есть какие-то определенные роковые издания, в которых ставятся анонсы, их не так много - все и так их знают. Есть специальные клубы, где играет только такая музыка. Уже давно проложены "рельсы", по которым все катаются довольно уверенно, а в России еще пока полный хаос. Честно говоря, я и с Кипеловым в туре участвовал только из-за того, что организация их официального директора Рины Ли на таком высоком уровне, что мне было спокойно сесть и поехать. Наверное, с любой другой российской группой, у которой я не знаю, как работает менеджмент, поехал бы так далеко и так надолго. У меня уже был опыт совместной поездки RAGE с АРИЕЙ, и я многого насмотрелся… Очень тяжело".

Помнится, тогда музыканты попали в страшную автокатастрофу. В автобус около пяти часов утра врезалась "Газель", водитель которой просто уснул за рулем. Мало того, что все, кто не пострадал, были до полусмерти напуганы, так еще возникла очень неприятная ситуация с компанией TCI. Дело в том, что барабанный техник RAGE, получивший серьезную травму и чудом оставшийся в живых, не смог получить медицинскую страховку только потому, что российские устроители турне не пожелали собрать необходимые документы в ГАИ. Конечно, аварии случаются и "там", "у них", но никто при этом не бросает музыкантов на произвол судьбы.

Или вот еще пример качества организации. В 2000 году RAGE попросту "зависли" на несколько дней в Москве, так как концерт был перенесен. Фаны, естественно, недоумевали. А произошло все потому, что накануне Пасхи кому-то из городской администрации не захотелось, чтобы состоялся металлический концерт: публика-то, по понятиям чиновников, самая экстремальная. Нашлось и другое объяснение: вся охрана, которая должна была следить за порядком на мероприятии, срочно была задействована на хоккейном матче. Концерт охранять стало некому. Ну и что это, как ни традиционный российский бардак!

ДРАЙВ: Пиви и Майк снова едут в Россию с опаской, ведь неприятный осадок-то наверняка остался после того, что пришлось пережить, или они уже успокоились?

Виктор: "Все-таки, почему-то на Западе странное отношение к России. Есть некоторые стереотипы: Пиви и Майк до сих пор отказываются от любых российских авиалиний, хотя, честно говоря, я летаю очень много и могу сказать, что иногда на том же "Аэрофлоте" мне лететь намного лучше, чем, например, на каких-нибудь скандинавских авиакомпаниях. А у Пиви и Майка сидит еще этот бред в голове, что все может быть так "стремно". Это, конечно, для меня - большие нервы, бывает очень тяжело, но ничего…"

ДРАЙВ: Все равно приходится еще всех уговаривать?

Виктор: "Ну да. Вот, допустим, я хотел сделать тур подлиннее, проехаться по России чуть дальше, но не было возможности лететь на самолетах каких-то фирменных авиакомпаний. И Майк отказался. Сказал, что никуда не поедет, что он боится всего на свете и никогда не сядет в самолет не фирменной авиакомпании. Поэтому, к сожалению, особенно у американцев в этом отношении - большие комплексы".

ДРАЙВ: Раньше западные выпускающие компании отказывались поддерживать российские гастроли групп, выпускаемых ими. Никто не хотел в это вкладываться из-за отсутствия в бывшем Советском Союзе официальных цифр продаж альбомов. Вам приходилось организовывать все самому. Сейчас что-то поменялось или осталось на прежнем уровне?

Виктор: "Ничего не поменялось. Никто ничего не хочет делать, потому что нет взаимного общения, нет обмена. Наши компании, концертные агентства мало общаются с западными - музыканты не едут на Запад. Сколько раз я Кипелова приглашал на фестиваль в Вакен или другие крупные акции в Германии! Или просто отыграть пару концертов... Нет, никто ничего не хочет. Может быть, все боятся потерять свой статус, поехав туда, где их мало знают. Сколько лицензионных компактов продается в России? Какие-то актуальные числа не получаются. На Западе все думают, что в России вообще нет никакого бизнеса, ничего не продается, и сколько я ни объясняю, что продается, и даже очень, все равно нет никакого официального подтверждения, из-за того, что нет взаимного общения. Никто не вкладывается в российские концерты RAGE, это все полностью лежит на мне, и если бы я долго и упорно этим не занимался, я думаю, никто никуда бы и не доехал".

ДРАЙВ: Насколько мне известно, новый альбом RAGE выпускается в России компанией CD-MAXIMUM по лицензии. Может быть, обратиться к ним?

Виктор: "Нет ни одной команды, которая бы от CD-MAXIMUM или, скажем, IRON, СОЮЗ, выпускалась на Западе. Никто не предлагает".

ДРАЙВ: А гастроли?

Виктор: "Фирма, которая выпускает компакты - не совсем организация по концертам. Если нужна какая-то рекламная помощь, то это возможно, но концертные агентства - совсем другое".

ДРАЙВ: То есть, главное, что нет интереса со стороны концертных агентств?

Виктор: "В Россию приглашают западных артистов, наваривают на них деньги, но чтобы был какой-то обмен… Наши ездили бы "туда", были бы какие-то совместные концерты, но, пока я ничего такого не видел".

Интересно, какую нужно иметь нервную систему, чтобы, организовав собственное выступление, выйти и отыграть программу вот так, на пике эмоций и, как бы играючи, продемонстрировать высший пилотаж владения инструментом? Более того, представьте себе следующее. 20 мая в СКК публике будут представлены, по большому счету, два сольных концерта один за другим. КИПЕЛОВ и RAGE - две полноценные программы, в одной и в другой Виктор Смольский исполняет сложнейшие гитарные партии. До этого, естественно, с самого утра - интервью, автограф-party, вероятно, пресс-конференция… 21 мая - та же история в Москве. 22-го - концерт RAGE в Киеве. Создается впечатление, что этот музыкант способен работать даже не на пределе, а уже за пределами человеческих возможностей.

ДРАЙВ: Отыграть "два в одном" 20 и 21 мая в Питере и Москве физически, наверное, очень тяжело…

Виктор: "Конечно тяжело. Но я к этому привык, потому, что в прошлом году у меня было больше ста двадцати концертов. Я сделал одновременно три параллельных тура: RAGE, КИПЕЛОВ и мое сольное турне с оркестром в связи с выходом последней пластинки. Я летал постоянно с одних гастролей на другие, без остановки, в самолете в наушниках прослушивая новую программу, чтобы вспомнить. Этот стресс, скажем так, для меня стал нормальным. Мы настолько много играли концертов, и я нахожусь уже в такой "спортивной форме", что это - реально".

Реально и то, что помимо всего вышеперечисленного в жизни Виктора Смольского существуют еще и многочисленные "воркшопы", преподавание, продюсирование молодых исполнителей, автогонки… Но, наверное, у каждого человека рано или поздно наступает то время, когда становится абсолютно ясно, что объять необъятное, как это ни печально, не получается. Приходится идти на определенные жертвы, чтобы всерьез сосредоточиться на главном. И вот, совсем недавно стало известно, что Виктор прекращает после майских концертов сотрудничество с группой КИПЕЛОВ. Если кто не в курсе, изначально все строилось здесь на дружеской основе. Ко всему прочему, Смольский никогда не был штатным гитаристом в составе Валерия Александровича. Как многие, наверное, заметили, на афишах прошлогодних выступлений в Питере и Москве Виктор значился как специальный гость. По его словам, главным для него было и остается по сей день творчество в RAGE. Сначала, правда, в группе КИПЕЛОВ планировалось играть концерты с одним гитаристом, если Виктор не сможет принимать участие в той или иной акции, но потом все-таки подобное положение вещей перестало устраивать Кипелова. Был найден второй гитарист на постоянной основе.

Интересно, в организаторской деятельности тоже приходится от чего-то отказываться? С определенной долей настороженности задаю следующий вопрос.

ДРАЙВ: Как поживает Ваш клуб? Я читала в прошлых интервью, что он посещаем и любим многими.

Виктор: "Я клуб свой продал, потому, что на него совсем нет времени. Это было великолепнейшее место, он процветал, и я его страшно любил. Каждую пятницу и субботу там играла живая музыка, было очень весело, приходило много народа. Мы устраивали постоянно какие-то джемы, общались с разными музыкантами, делали "релиз-пати" для каких-то новых выпусков. Я с удовольствием продолжал бы этим заниматься, но, к сожалению, в последнее время слишком много всего!"

ДРАЙВ: И наверное, из-за этого сократилось Ваше общение с молодыми музыкантами? Или я ошибаюсь?

Виктор: "Оно просто стало другим, ведь можно общаться и на гастролях. Нет, общение осталось".

ДРАЙВ: И преподавательская деятельность, насколько мне известно, тоже имеет место быть. Вы часто приглашаете учеников на мастер-классы, размещаете их в студии. Очень хочется задать нескромный вопрос: сколько это стоит?

Виктор: "Знаете, все это по-разному, в зависимости от того, что это за семинар, чему люди хотят научиться, на сколько они приезжают, какие условия они хотят. У меня есть своя студия, где мы также пишемся с RAGE, там всегда можно остановиться, есть комната, которую можно арендовать. Там же проходят "воркшопы". Все обговаривается индивидуально, единой цены нет. В принципе, я не очень люблю коллективные занятия, и если есть возможность, предпочитаю сделать какие-то маленькие группы и персонально каждому уделять внимание".

ДРАЙВ: А у нас в России где-нибудь проходили Ваши "воркшопы"?

Виктор: "Это было пока только один раз в Москве - я там давал и частные уроки. Я это делаю с огромным удовольствием, мне это нравится. Всегда с радостью поделюсь своим опытом, но это, как правило, все упирается во время - вот единственная проблема. Может быть, получится и в Питере…"

Может быть… Особенно, если поменяется та странная ситуация, которая сейчас наблюдается в питерских СМИ по отношению к некоторым исполнителям. Ну скажите мне пожалуйста, дорогие мои, в каких изданиях, выходящих в нашем городе, можно прочитать более-менее развернутый материал, скажем, про Сергея Маврина или Алика Грановского? Одно-два издания. Кстати, в процессе нашего разговора с Виктором Смольским выяснилось, что последний раз корреспондент из Санкт-Петербурга беседовал с ним в 2001-м году (!) Пять лет назад! А между тем, если кто помнит, в прошлом году 2 апреля клуб "Порт" был буквально битком набит фанами RAGE, а 23 мая на группу КИПЕЛОВ пришло несколько тысяч поклонников.

Вероятно, виной всему - наш питерский менталитет, зародившийся еще на "Рубинштейна - 13". Тексты первичны, мелодия с аккомпанементом вторичны, а понятие аранжировка - удел попсовиков. Исполнительская техника - вообще, дело десятое, ибо наш отечественный рок-музыкант просто обязан перво-наперво быть поэтом. А остальное не так уж важно. В Москве уже в восьмидесятые годы зажигали АРИЯ и МАСТЕР. Именно в этом городе появились ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК и ЛЕГИОН. И если в последнее время в Питер все чаще и чаще стали приезжать металлисты, причем не только из Москвы, то почему бы и не прекратить их вот так "не замечать"? Ведь так можно не увидеть целый пласт культуры, зациклившись на чем-то более простом и понятном…

Анастасия Бартенева.

Редакция журнала выражает благодарность компании CD-MAXIMUM и лично Ирине Ивановой за помошь в организации этого интервью.

Комментарии к интервью "Виктор Смольский - концептуальное мышление и гастрольный стресс"

Для того, чтобы оставлять комментарии, Вы должны быть авторизованы на сайте.

Реклама:

Рецензии

Perfect Man - Perfect album!

Этот альбом для меня особенный.
В 2003 году я записал его на кассету и слушал в плеере почти 2 года. Это практически саундтрэк к моим...

10 из 10, muravied

Реклама